01 декабря 2021, 13:18Культура

После серьезной реставрации в Пензенскую картинную галерею вернулись три полотна

В экспозицию Пензенской картинной галереи после серьезной реставрации вернулись три полотна. Это портрет Андрея Арапова кисти Антонелли и два пейзажа Ван Удена из серии «Швейцарский вид». Причём, насчёт авторства последних больше века велись споры. И лишь глубокие восстановительные работы в одной из лучших мастерских России помогли докопаться до истины.

Портрет дворянина Наровчатского и Нижнеломовского районов, Андрея Николаевича Арапова, возвращается на своё законное место. Полотно XIX века кисти Антонелли отсутствовало в экспозиции больше трёх месяцев, поскольку находилось на реставрации в Москве, в мастерской Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. 
«Впервые за всё время существования Пензенской картинной галереи нам за последние два года удалось отреставрировать, в том числе провести глубокую реставрацию, – это когда от начала и до конца, в московских реставрационных мастерских, 25 работ из нашей коллекции», – рассказал директор пензенской картинной галереи имени К. А. Савицкого Кирилл Застрожный.
К слову, восстановлением портрета пензенского помещика занималась выпускница нашего художественного училища. Эту работу она сдавала в качестве выпускной для академии Глазунова. Её однокурсница приводила в порядок два других экспоната из коллекции картинной галереи имени Савицкого – пейзажей фламандского художника XVII века. За три столетия они уже пережили несколько реставраций. Было решено убрать поздние наслоения. В итоге, полотна обрели глубину и объём, которые раньше не были видны глазу. В темных пейзажах стали угадываться мелкие детали, а также удалось установить авторство работ. Долгие годы шли споры, из-под чьей кисти легендарных художников Голландии они вышли - Фредерика Мушерона или Лукаса ван Удена.
«На одной из картин в процессе реставрации, при утоньшении лака, реставратором была обнаружена подпись - Лукас ван Уден. И это подтвердило авторство этого замечательного фламандского художника XVII века», – поделилась художник-реставратор пензенской картинной галереи имени К. А. Савицкого Ольга Карасева.
Обновленные полотна при должных условиях хранения смогут радовать глаз любителей живописи около 100 лет. Тем не менее, в картинной галерее уже запланировали продолжить реставрационные работы и в следующем году. Внушительная часть основной экспозиции нуждается в восстановлении, и некоторые шедевры смогут привести в порядок непосредственно здесь. Оборудование собственной мастерской завершается. 
«Есть еще, конечно, ряд. Я думаю, если нам удастся провести глубокую реставрацию где-то 15-ти  работ на будущий год, это будет очень хорошо для нас», – пояснил директор пензенской картинной галереи имени К. А. Савицкого Кирилл Застрожный.
Начнут восстановительные работы с «Княжны Таракановой» Флавицкого. Полотно было подарено галерее губернатором Силивёрстовым в 1892 году, и за это время ни разу не реставрировалось.
Культура
просмотров 1730
Поделиться:
Социальные комментарии Cackle