«На родине именинника Лентулова третье по значимости собрание его картин. Мы уступаем только Третьяковской галерее и Русскому музею. Здесь хранятся его 40 работ, от классики, до авангарда и социального реализма», - рассказала корреспондент Медиахолдинга «Экспресс» Ольга Сайганова.
Автопортрет художника в манере социального реализма как символ того, что Аристарх Лентулов освоил практически все направления живописи. Вот, казалось бы, классический пейзаж «После грозы», а рядом единственное в этой коллекции полотно в жанре кубизма - изображение актрисы Ольги Гзовской. Изломы складываются в единую мозаику, но к фотографическому сходству и узнаваемости лица автор не стремился никогда. Главное - контрасты цвета и образ.
«Художник ее пишет именно в тот момент, когда она переживает свои внутренние терзания: покинуть ей свою страну, родину или остаться. Именно за счет формы, своих геометрических линий он лепит. Руки он складывает, как будто крылья лебедя. Он заламывал эти формы, но показывал их как декоративную мозаику. То есть именно кубизм. Он был такой своеобразный», - пояснила ученый секретарь Пензенской картинной галереи Ирина Дорошенко.
Это своеобразие в абсолютно русском складе ума. Даже когда Лентулов использовал техники импрессионизма, он не уходил целиком в эксперименты, а пытался выразить смыслы. Вместо натюрмортов, которые так любили отечественные авангардисты, предпочитал пейзажи. И писал их в особой динамичной манере, используя в основном вертикальные линии. Но какими бы ни были его поиски, этот художник никогда не предавал своего особенного видения мира.
«На экзамене в академии художеств он пишет портрет натурщицы с натуры. Преподаватель подходит и спрашивает у художника про зеленое пятно на носу натурщицы и где он его взял, а художник отвечает, что очень жаль, если никто его больше не видит. Лентулов -художник света как художник солнца», - поделился директор Пензенской картинной галереи Кирилл Застрожный.
В честь 140 дня рождения Аристарха Лентулова специалисты Пензенской картинной галереи собираются устроить просветительские встречи и на его малой родине, в селе Черная Пятина Нижнеломовского района.